Сколько стоит сайт, или Почему надо договариваться

Opinions are like assholes. Everybody's has one and everyone thinks everyone else's stinks

У вас в жизни были случаи, когда обратившись к исполнителю с запросом цены, вы получали стоимость дороже чем рассчитывали? Думаю, ответ очевиден — да, были и не один раз! Как вы поступили в этой ситуации? Могу предположить, что стали искать другого, более дешевого исполнителя. А зря... Именно об этом мы сейчас и поговорим.

С услугами создания сайтов все то же самое. Найти хорошего исполнителя не просто. Но еще сложнее найти хорошего исполнителя, который будет работать с низкой стоимостью. Клиенты ищут компанию с надежной репутацией и хорошим портфолио, но получив коммерческое предложение, дороже чем они рассчитывали, начинают снижать свои ожидания и рассматривать другие варианты. В результате, соглашаются на более дешевое предложение с сомнительным результатом.

Прибыль решает все

Цена сайта — это не постоянная величина. Сайт (как и большинство ИТ и дизайнерских услуг), это результат интеллектуальной деятельности. Его стоимость в большей степени зависит от стоимости времени исполнителей, и в значительно меньшей степени, от стоимости расходных материалов. Цену сайта можно условно разделить на три основные части и описать следующей формулой:

Стоимость разработки сайта = производственные расходы + административные расходы + прибыль.

  • Производственные расходы включают в себя оплату труда непосредственным исполнителям проекта (менеджерам, дизайнерам, вертсальникам, программистам, тестерам и т.д.).
  • Административные расходы включают оплату труда управленческого и иного персонала, который не задействован в проекте. Сюда же можно включить расходы на аренду офисов, амортизацию, обслуживание техники и даже оплату налогов.
  • Прибыль — это чистый доход, который компания планирует получить на конкретном проекте.

В каждой компании, соотношение этих трех частей может быть различным и зависит от многих факторов: размера компании, популярности бренда, профессионального уровня персонала и т.д. Как правило, прибыль составляет не менее половины от общей цифры, однако, может очень сильно отличаться как в большую так и меньшую сторону. В большинстве случаев, производственные и административные расходы являются относительно стабильными и не претерпевают существенных изменений. В то время как прибыль может больше подвергаться внешнему воздействию. Сезонность, уровень текущей загруженности, политическая и экономическая ситауация в регионе, перспективность проекта или клиента — все это влияет на уровень прибыли, который компания планирует и может получить. Начинаете улавливать мысль?

Постоянной стоимости сайта не существует! Все зависит от текущей ситуации и вашего умения договариваться.

Маленький доход, всегда лучше нулевого и тем более лучше убыточности. Это понимает даже подросток и тем более понимает руководство компаний. Если у вас есть ограниченный бюджет, а компания, услуги которой вас заинтересовали, просит большую сумму, чем вы рассчитывали, это совсем не означает, что она не согласится работать за меньшую сумму. Но вы даже не пробвали об этом спросить... У каждой компании может быть период с низким уровнем загруженности, во время которого появляются свободные ресурсы. Например: дизайнер завершил работу над своей частью проекта и передал макеты сайта верстальщикам. Несколько других крупных проектов компании находятся на стадии переговоров или раннего проектирования и пока не могут быть переданы для дизайна. В результате — образовалось окно, во время которого дизайнер может быть привлечен к быстрому проекту с низкой доходностью. Любой хороший менеджер подтвердит — простаивание ресурсов хуже чем недополучение прибыли.

Больше не значит лучше

В следующий раз, когда получите коммерческое предложение со стоимостью превышающей ваши ожидания, просто попробуйте назвать свой максимальный бюджет. Опытные менеджеры знают где и когда можно пойти на уступки клиенту в вопросе снижения цены.

Во время проведения оценки будущего проекта, в его стоимость закладывается определенный процент рисков, которые могут возникнуть в процессе разработки. Возможно работа окажется сложнее чем ожидалось, или кто-то из ключевых разработчиков заболеет и придется откладывать дату запуска сайта. Любая компания хочет обезопасить себя от штрафных санкций и конфликтов с заказчиком. Однако, если вы сможете убедить исполнителя в своей лояльности и зафиксируете ее в договоре, у него будет стимул пойти вам на уступки в вопросе стоимости.

Часто случается, что заказчик сам того не понимая, завышает стоимость работы ненужным ему функционалом. В этом случае, исполнитель может предложить урезать часть функционала, который не влияет на решение бизнес-задач проекта и может быть реализован позже. Например: если вы запускаете интернет-магазин, его основной задачей должна быть продажа товаров. Пользователи должны иметь возможность удобно искать товары и легко их заказывать, в то время как функцию формирования и экпорта развернутого отчета можно отложить на потом, когда будет о чем отчитываться и появятся дополнительные деньги.

Никто не гарантирует, что на вашу просьбу снизить стоимость в два раза, вы обязательно получите согласие. Как сказал бы шотландский профессор Гэвин Кеннеди в своей книге "Договориться можно обо всем": "Всегда есть шанс того, что вам попадется упрямый осел. Но тут важнее, чтобы вы сами перестали быть трусливой овцой".

Всегда пробуйте договариваться! Всем успешных и прибыльных проектов.

Расскажите нам о своем проекте!