Про дизайн и клиентов
- 29 Сентября 2013
- Serhiy Lavrynenko
- Дизайн
- Менеджмент
- 2490
На момент создания блога предполагалось, что ветвь "Дизайн" будут наполнять собственно дизайнеры. Но, поскольку сейчас все дизайнеры ужасно заняты и делают перерывы в работе лишь на сон и прием пищи (а одного из них еще и в армию забрать хотят), написать статью пришлось мне.
Вспоминать про свой старый опыт работы дизайнером я не буду, а вместо этого опишу опыт общения с клиентами в вопросах дизайна.
В общем, с точки зрения отношения к вопросам дизайна, всех клиентов можно условно разделить на три группы.
Первая группа — это "лояльные" клиенты. Как правило, они имеют минимальное количество требований и пожеланий к будущему дизайна, полностью полагаются на мнение дизайнера, воспринимая его как профессионала и полностью ему доверяя. К этой же группе можно отнести тех клиентов, которым просто абсолютно всеравно. Главное для них получить работающий продукт, а его внешний вид уже не на столько важен.
Для дизайнера, лояльный клиент всегда является наилучшим, поскольку любая его работа для клиента является шедевром. Для менеджера, также преимущества вполне очевидны — чем меньше замечаний от клиента, тем меньше тратится времени на работу дизайнера. Однако есть у этой группы определенные недостатки. Отсутствие здоровой критики просто "портит" дизайнеров. Из опыта, могу со всей уверенностью сказать — для того, чтобы получить действительно качественный дизайн, он обязательно должен эволюционировать. Анализируя выполнены нашими дизайнерами проекты я постоянно ловлю себя на мысли, что вторая версия всегда лучше первой. Поэтому, если большая часть клиентов относятся к "лояльной" группе, надо построить внутреннюю систему оценки, которая будет заставлять дизайнеров выдавать качественный дизайн даже если от них этого не требует клиент.
Вторая группа — это "непризнанные художники". Как правило, это владельцы или руководители среднего бизнеса (хотя бывают и просто менеджеры), которые достигли определенного успеха в своем деле и считают, что в них пропадает нереализованный гений дизайна. Этот тип клиента наиболее проблемный, поскольку постоянно пытается вмешаться в процесс разработки дизайна и дать несколько ценных рекомендаций. Конечно, для нас очень важно получить мнение и видение клиента, однако во всем должен быть здоровый предел. Именно эти клиенты являются авторами известных дизайнерских шуток, вроде "Поиграйтесь со шрифтами", или "Ваш синий цвет недостаточно синий". К сожалению, очень часто с такими клиентами найти компромисс не удается. Тогда менеджеру приходится делать выбор — или прекращать сотрудничество, или идти на уступки и как результат, получить проект, который не войдет в портфолио.
Третья группа — ... даже не знаю как их и назвать. Характерной чертой этих клиентов является зависимость их мнения от существующего примера. "Хочу интернет-магазин как Розетка...", или "А вот на сайте Амазон.ком структура меню представлена иначе, почему бы нам так не сделать?". Все аргументы и объяснения, как правило, не имеют смысла. Вместо того, чтобы получить свежее и нестандартное видение, эти клиенты хотят дизайн "как у кого-то".
Ну а если серьезно, то это все ерунда :). В каждой работе бывают свои особые и проблемные моменты (не зависимо от того, будет ли это создание сайта или торговля металлом). Главное не забывать о взаимоуважении. Мы ценим своих клиентов и стараемся обеспечить им лучший результат. Поэтому вполне справедливым является наше желание, чтобы и клиенты относились со всей серьезностью и уважением к нашей работе.